Развитие отечественных технологий фоторобота. От создания до наших дней

BladeSh4dowss

Пользователь
Сообщения
22
В наше время технологии в криминалистике развиваются интенсивными темпами: уже не в новинку анализ ДНК, распознавание лиц, микробиологическая идентификация человека и еще множество революционных методов установления личности подозреваемого. Однако не менее интересна и история становления их предшественника, метода, который, наравне с внедрением дактилоскопии, стал одним из главных помощников криминалистов в XX веке. Речь идёт о фотороботе, или субъективном портрете.

Следует заметить, что попытки ввести надежную идентификацию человека по внешним данным предпринимались, пожалуй, с момента появления преступности, как таковой. До наших дней сохранилось описание беглого раба, жившего в Риме в IV веке до н.э.: «Молодой раб Аристогена, сына Хризиппа, представителя от Алабанды, бежал в Александрию, имя его Герман, прозываемый также Нейлос, он уроженец Сирии, из Бамбико, 18 лет от роду, среднего роста, с прямыми ногами, безбородый, с ямочкой на подбородке, с рубцом через левый угол рта».

Также работе криминалистов издавна помогали профессиональные художники, но их количество было недостаточным, а навыки, зачастую, оставляли желать лучшего. Попытки же рисовать портреты подозреваемых самими сотрудниками специальных ведомств и вовсе были обречены на провал в большинстве случаев.
/attachments/973fcdeb942eae16c5c0c3bbff5e48b4-jpg.2120/

Рисунок 1. Современные, но не совсем удачные «фотороботы». Уровень мастерства более ранних работ можно только представить. Источник: Fishki.net - Сайт хорошего настроения
Понятно, что подобные методы идентификации человека не могли принести сколь-либо гарантированного результата. Так длилось до 1952, когда французский криминалист и начальник регионального отделения полиции в Лилле, Пьер Шабо, предложил использовать фрагменты различных фотографий как основу для портретной композиции. Свидетели и жертвы преступлений просматривали наборы фрагментов и отмечали наиболее похожие на преступника части лица. После этого художник на основе выбранных фрагментов создавал потенциальное изображение разыскиваемого человека. Так появился фоторобот в современном его понимании.

Постепенно новая технология становилась на службу в разных странах мира; база причесок, бровей, глаз, ушей, носов, губ и подбородков пополнялась и подстраивалась под местные особенности. В СССР же важность использования фоторобота стала окончательно ясна во время расследования дела «Мосгаза» – одного из самых известных серийных убийцы в стране. Тогда, в 1963 году, после нападения на жертву под видом сотрудника газовой службы, следователи начали поквартирный опрос жильцов дома, в котором было совершено преступление. При разговоре с мальчиком Володей Тепловым было установлено, что в день убийства в квартиру, где он проживал, заходил странный мужчина, представившийся сотрудником «Мосгаза» (за что он и получил свое прозвище). Когда нежданный гость спросил мальчика, один ли он дома, тот благоразумно ответил, что взрослые тоже дома (по факту, дома была только престарелая бабушка и младенец). Гость ушёл, а Володя отлично запомнил его внешность и по его описанию следователи изготовили фоторобот, который позже и помог найти убийцу. Огромную работу провела эксперт-криминалист Софья Файнштейн, правда, субъективный портрет преступника составляли художественными методами: следствие обратилось за помощью к художнику Науму Карповскому и антропологу Михаилу Герасимову.
/attachments/d5748c061e67dff70202ec25d380918f-jpg.2121/

Рисунок 2. Фоторобот В.М. Ионесяна, также известного, как «Мосгаз»
Однако, выводы были сделаны верные и вскоре рисунки сменились рисовано-композиционными и фотокомпозиционными портретами. Приборы делали по технологии, схожей с изобретенной Пьером Шабо. Таким устройством стал, например отечественный прибор композиционных портретов ПКП-2. Он представлял собой малогабаритный ящик-планшет с прозрачным кадровым окном. Внутри планшета находилось пять парных катушек для фотопленки с изображениями фрагментов лиц. Рычаги катушек располагались на боковых поверхностях прибора. Каждый кадр был пронумерован: таким образом полную композицию составного портрета можно было описать и передать соответствующей формулой.
/attachments/5d8219eff28b1540ada33677ca45ee6f-jpg.2122/

Рисунок 3. ПКП-2, отечественный прибор композиционных портретов в музеи истории Культурного центра МВД по Республике Карелия
Подобные приборы имели в «базе данных» 50-60 фотографий с чертами лиц, наиболее характерных для определенного региона. Основным достоинством данного метода являлось то, что криминалисту необязательно было обладать художественными навыками, а потерпевший видел привычные фотоизображения человеческих лиц.

В конце 1960-х годов ВНИИ МВД СССР разработал отечественный «Идентификационный комплект рисунков» (ИКР). Полный комплект фотофрагментов состоял из 1037 элементов лиц мужского пола и 724 - женского. Увеличилось разнообразие: теперь отдельно были сгруппированы также морщины, складки кожи, головные уборы и очки. Они были изображены на прозрачных пленках (диапозитивах) и могли быть наложены на портрет по просьбе очевидца. В дальнейшем комплект дорабатывался и дополнялся: ИКР и его модификация «Портрет» использовалась органами внутренних дел СССР до конца 1980-х годов, а в дальнейшем стали основой для развития компьютерных систем создания субъективных портретов.
/attachments/e7e93611549f02e2ae4424e695eaf40d-jpg.2123/

Рисунок 4. «Портрет», модификация ИКР. К сожалению, изображения в лучшем качестве в сети найти не удалось. Источник: Студенческие реферативные статьи и материалы
Среди компьютерных систем наибольшую популярность в России получила система «Фоторобот» подмосковного ООО «БАРС Интернешнл». В данном ПО реализованы два подхода к составлению фоторобота: классический, когда портрет собирается из базы фрагментов фотографий и новый, схожий с работой в Photoshop. В данном режиме возможно плавное изменение отдельного элемента, при этом остальные фрагменты не затрагиваются. Исходным изображением может быть типовая типография из базы данных или созданный в классическом режиме фоторобот. Также, некоторые программные комплексы, например, «КАСКАД-Фоторобот», могут создавать трехмерные модели по подготовленным фотороботам.
/attachments/604b8c134e92e5207f3ac902324c7eda-jpg.2124/

Рисунок 5. Интерфейс ПО от ООО «Барс Интернешнл»
Благодаря кропотливой работе криминалистов и возможностям современного ПО, степень схожести фоторобота достигает 92%, что заметно повышает раскрываемость преступлений. Например, златоустского маньяка прохожие опознали на улице уже на следующий день после показа его предполагаемого облика по ТВ. Согласитесь, степень схожести очень высокая.
/attachments/89eb5f3f9e09841554ea45ab70ac6f24-jpg.2125/

Рисунок 6. Серийный убийца из Златоуста
Вообще, открытой статистики по количеству преступлений, раскрытых с помощью субъективных портретов мало. Но, например, по данным МВД Москвы за 2016 год 35 преступлений в столице было раскрыто непосредственно благодаря применению фотороботов. Цифра может показаться незначительной, однако каждый задержанный преступник – это сохраненная жизнь, здоровье или имущество граждан.

В 2020 году МВД РФ подготовило проект по использованию ИИ при составлении фоторобота и выявления признаков серийных преступлений. Он будет анализировать детали преступлений, находить общее в свидетельских показаниях и документах. И, конечно, поможет выявлять внешние особенности подозреваемых (например, цвет глаз и волос, форму лица и головы) на основе биоматериалов с места преступления.

Министерство планирует завершить научно-исследовательские работы по данному направлению до конца 2022 года, а начало эксплуатации систему ожидается в 2024 году.

Технологии создания фотороботов продолжают развиваться, достигнув значимых достижений. И несмотря на появление других средств идентификации преступника, не уйдут со службы криминалистов, пожалуй, никогда.
 
Назад
Сверху